Знакомая многим ситуация: приходишь в банк, чтобы открыть вклад, а консультант предлагает заработать побольше с помощью альтернативных вложений. Все чаще в Банк России поступают жалобы от потребителей финансовых услуг, связанные с продажей им не тех продуктов, за которыми они обратились. Выясняем – как не разочароваться в инвестировании.
Как показывает практика, недобросовестные продавцы под видом «вкладов с повышенной доходностью» предлагают и облигации, и другие инвестиционные продукты, не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. Скажем, в подобных случаях банки могут выступать страховыми агентами, предлагающими клиентам услуги инвестиционного страхования жизни. По сути, это классическое страхование и одновременно инвестиционный продукт, позволяющий получить дополнительный, однако негарантированный доход. Проблема в том, что консультант может умолчать о минусах продукта (негарантированная доходность, невозможность досрочно вернуть инвестиции без потерь), и рассказать только о плюсах. Чаще всего граждане обнаруживают подмену, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения.
Для недобросовестных, некорректных, некачественных продаж хорошего продукта существует даже специальный термин: мисселинг. Это нарушение одного из важнейших прав потребителя финансовых услуг - права на полную и достоверную информацию. Без такой информации потребитель утрачивает возможность объективно оценить ситуацию, свои финансовые возможности, принимает решение, о котором в будущем может пожалеть. Из-за таких недобросовестных приемов люди не могут выбрать для себя действительно подходящий в их ситуации финансовый продукт, теряют доверие к кредитным организациям. Поэтому Банк России считает актуальным вопрос борьбы с такими проявлениями.
«Есть рекомендации Банка России, по которым продавцы финансовых услуг обязаны письменно информировать клиентов о существенных особенностях предлагаемых им продуктов и услуг, - отмечает управляющий Отделением Калуга ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Ирина КАРЛАШ. - В требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг также закреплены положения по качественному информированию клиентов».
После многочисленных дискуссий и консультаций ассоциации российских банков и саморегулируемые организации в сфере финансового рынка подписали меморандум о сотрудничестве по борьбе с мисселингом. В ближайшее время также будут разрабатываться специальные стандарты продажи небанковских финансовых продуктов кредитными организациями.
Пока же клиентам нужно внимательно читать договор, обязательно задавать уточняющие вопросы и, конечно же, не принимать поспешных финансовых решений.