Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг будет рассматривать обращения населения, если размер требований не превышает 500 тысяч рублей. Проблема, с которой он начнёт работу, – разбирательства по ОСАГО.
Основные положения закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, иначе говоря, финансовом омбудсмене, начали работать в России в сентябре 2018 года. В Отделении Калуга ГУ Банка России по Центральному федеральному округу отмечают, что институт финомбудсменов призван повысить доверие россиян к финансовым рынкам и инструментам, а также снизить число имущественных споров с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями. «Главная задача – создать такие условия, чтобы претензия потребителя быстро была удовлетворена, а значит и права восстановлены», - подчеркнула управляющий Отделением Калуга Ирина Карлаш.
Участники финансового рынка поэтапно начнут работать с финомбудсменом. В первую очередь его работа коснется проблемы с обязательным автострахованием. В 2020 году к страховщикам присоединятся микрофинансовые организации, а с 2021 году – банки, КПК, ломбарды и негосударственные пенсионы фонды.
Жалобы потребителей уполномоченный будет принимать в электронном виде через специализированный интернет-ресурс. Его разработка сейчас ведется. Обращаться можно будет в том числе и через сайт Госуслуг или МФЦ. Для граждан обращение к финомбудсмену будет бесплатным. И за экспертизы, которые надо будет сделать в ходе разбирательств, им платить не придётся. Посредники тоже смогут обращаться к уполномоченному, но платно. При этом лимит заявленных требований не должен превышать 500 тыс. рублей в рамках одного спора. А на рассмотрение спора законом установлено 15 дней.
Финансовые компании, в том числе страховщики, смогут обращаться к финомбудсмену уже через 90 дней после вступления в силу закона, то есть в декабре 2018 года. Пока это будет добровольным досрочным присоединением к новой схеме. Полноценно же система заработает в 2019 году.
Это более чем актуально: в 2017 году в суды по ОСАГО поступило более 390 тысяч исков от потребителей. Калужские автолюбители за шесть месяцев 2018 года пожаловались в Банк России на ОСАГО более 300 раз. В большинстве российских регионов сложилась аналогичная картина.
Обратиться к финомбудсмену можно будет после того, как человек попытался самостоятельно урегулировать спор с финансовой организацией, и обязательно до подачи иска в суд.
То есть пострадавший в ДТП обращается к страховщику за выплатой по договору ОСАГО. Если ответ компании его не устроил, нужно будет направить страховой компании претензию. Если и в этом случае спор не урегулируется – можно смело обращаться к финомбудсмену.
Появление уполномоченного должно разгрузить суды, так как решения финансового уполномоченного будут обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении. Также новая схема может увести с рынка посредников, в том числе недобросовестных автоюристов.