Указ Президента РФ от 4 января 2024 года № 11 «Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации»
Родившиеся в Крыму граждане Украины могут обратиться за российским гражданством.
В упрощенном порядке без соблюдения требований ко времени проживания в России, к знанию русского языка, истории и законодательства могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство:
- граждане Украины, лица без гражданства, родившиеся и проживавшие в Крыму и Севастополе до 18 марта 2014 г., их дети, супруги и родители;
- граждане Украины и лица без гражданства, имеющие право на пребывание/проживание в России, постоянно проживавшие на территории Украины, их дети, супруги и родители;
- незаконно депортированные из Крымской АССР, их родственники по прямой линии, усыновленные (удочеренные) дети и супруги;
- граждане Афганистана, Ирака, Йемена, Сирии, родившиеся в РСФСР и имевшие в прошлом гражданство СССР, их дети, супруги и родители.
Установлен порядок приобретения российского гражданства сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, недееспособными гражданами Украины или лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории Украины.
Утверждены формы заявлений о приеме в гражданство. Прежние указы Президента по вопросам упрощенного приема в гражданство утрачивают силу. Указ вступает в силу со дня опубликования.
Указ Президента РФ от 4 января 2024 года № 10 «О приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях, и членов их семей»
Обновлены особенности получения российского гражданства иностранцами-контрактниками.
Президент РФ подписал новый указ о приеме в гражданство в упрощенном порядке отдельных категорий иностранцев. К“ ним относятся:
- иностранцы, заключившие в период СВО контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или воинских формированиях либо проходящие в этот период военную службу,
- иностранцы, уволенные с военной службы в период проведения СВО по определенным основаниям;
- супруги, дети и родители вышеуказанных лиц.
Для таких лиц необязательно постоянное проживание в России с даты принятия решения о выдаче вида на жительство и до подачи заявления о приеме в гражданство в течение 5 лет, владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Определен порядок подачи документов для получения гражданства. Лицам, относящимся к последней категории, потребуются в т. ч. сертификаты об отсутствии ВИЧ-инфекции, документы, подтверждающие отсутствие факта потребления наркотиков и психотропов без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Всем нужно будет проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию.
Ранее изданные указы о приеме в гражданство лиц, заключивших контракты о прохождении военной службы, признаны утратившими силу. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2023 года № 836н «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 838н»
В перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства внесены дополнения.
Появилось 2 новых основания для проведения внепланового контрольного мероприятия. Первое среднее значение оплаты труда работника ниже минимального размера оплаты труда при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал (за исключением случаев предоставления отпуска без сохранения заработной платы, отстранения от работы без сохранения заработной платы, установления сокращенной продолжительности рабочего дня (смены), сокращения тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Второе отсутствие кадровых изменений при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50 процентов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 2024 года №2-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.О. Вильке»
КС РФ разобрал вопрос об использовании программ родительского контроля на мобильнике ребенка.
Оспаривались нормы об уголовной ответственности за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица.
Положения пытался оспорить заявитель, осужденный за незаконный сбор сведений о частной жизни его бывшей супруги и ее родственников. Эту информацию он получал посредством легальной программы родительского контроля на мобильнике его сына, который проживал с матерью. Программа позволяла слышать и записывать происходящее вокруг. Впоследствии мужчина использовал записи в бракоразводном процессе, а также передал их в полицию, заявляя о грубом обращении с его ребенком. КС РФ счел нормы конституционными.
Они не предполагают, что можно привлечь родителя к уголовной ответственности за использование упомянутой легальной программы (которая позволяет слышать происходящее поблизости от несовершеннолетнего ребенка, делать записи и сохранять их), в результате чего ему становятся доступными сведения о частной жизни других лиц. Оснований для ответственности нет, если такое программное средство и полученные сведения родитель использует исключительно для безопасности ребенка. Защита прав лиц, сведения о которых в таком случае получены, гарантируется тем, что закон ограничивает распространение данной информации, в т. ч. через механизмы ответственности.
При этом незаконным распространением таких сведений не признается их предоставление для защиты интересов ребенка в суд или иной уполномоченный орган при реализации родительских прав. Применение упомянутых легальных программ не запрещено. Они свободно распространяются на рынке мобильных приложений. Поэтому сами по себе их приобретение (скачивание), установка и использование при родительском контроле для безопасности ребенка нельзя считать противоправными. В тоже время законодатель может решить вопрос о допустимости и пределах их использования.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 января 2024 года № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 111 и части первой статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в связи с жалобой гражданина Б.»
КС РФ: наступление психического расстройства не всегда расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью.
Внимание КС РФ привлек вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда здоровью, который выразился в наступлении у потерпевшего психического расстройства. Заявитель пытался оспорить нормы, ссылаясь на то, что их применяют произвольно из-за неоднозначного толкования. Они не определяют критерии, по которым можно установить степень тяжести здоровью в указанном случае.
Неясно, когда в такой ситуации можно вести речь о тяжком вреде здоровью, а когда о вреде средней тяжести, т. к. психические расстройства бывают разными.
КС РФ счел положения конституционными.
По общему правилу наступление психического расстройства - основание для того, чтобы квалифицировать деяние как причинение тяжкого вреда здоровью.
Между тем деяние могут квалифицировать как причинение вреда здоровью средней тяжести в случае, если психическое расстройство не относится к тяжелым и при этом нет предпосылок для его длительного негативного влияния на социальное благополучие потерпевшего. Когда нет прямо перечисленных в УК РФ последствий (потеря слуха, зрения и т. п.), для оценки физических повреждений применяют критерии длительности расстройства здоровья или степени утраты общей трудоспособности. Данные критерии можно использовать и в случае причинения повреждений, которые повлекли психическое расстройство, существенно не повлиявшее на благополучие потерпевшего. При этом последнее обстоятельство не презюмируют, а устанавливают в рамках судопроизводства. Для определения степени психического расстройства проводят в т. ч. судебную экспертизу.