Указ Президента РФ от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»
Президент РФ установил статус многодетных семей и определил основные социальные гарантии для них.
В России решено закрепить единый бессрочный статус многодетной семьи. Это семья, имеющая 3 детей и более. Многодетным семьям будут выдаваться удостоверения, подтверждающие их статус.
Определены меры социальной поддержки для таких семей. Им гарантируются государственные пособия и выплаты в связи с рождением и воспитанием детей, поддержка в сфере трудовых отношений, право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории России. Многодетные матери могут рассчитывать на досрочное назначение страховой пенсии. Социальная поддержка многодетным семьям будет оказываться до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет, если он обучается очно.
Регионам рекомендовано ввести дополнительные меры поддержки. Например, обеспечивать детей в возрасте до 6 лет бесплатными лекарствами по рецептам, предоставлять школьникам бесплатный проезд на городском транспорте, предусматривать скидку минимум 30 % на оплату услуг ЖКХ. Решено вести банк данных о многодетных семьях. Ранее изданные указы по вопросам поддержки многодетных семей признаны утратившими силу.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2024 г. № 3- П «По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и СЛ. Тихомирова»
КС предписал определить начало исчисления срока индексации присужденных сумм при взыскании их с бюджетных организаций.
Суды отказали гражданам в индексации взысканных с бюджетных организаций сумм. Они указали, что присужденные деньги были выплачены в предусмотренный БК РФ трехмесячный срок со дня предъявления исполнительного листа. Но заявители считают, что их право на индексацию нарушено. Кроме того, в деле одного из заявителей возникла дополнительная задержка исполнения, так как суд по ошибке направил документы не в тот орган.
Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые нормы противоречат Конституции РФ, поскольку не определяют период индексации сумм при взыскании их с бюджетных организаций. На практике суды применяют трехмесячный срок со дня поступления исполнительных документов, ссылаясь на БК РФ. Это создает для взыскателей неодинаковые условия определения периода индексации в зависимости от статуса обязанного субъекта.
При этом КС отметил, что общие правила индексации со дня вынесения судебного акта в данном случае неприменимы, так как участники бюджетного процесса не могут исполнить решение без непосредственного волеизъявления взыскателя.
Законодателю надлежит скорректировать закон. Начало индексации присужденных сумм можно определить в зависимости от того, выполняло ли учреждение публичную функцию или было равноправным участником спорных правоотношений. До этого срок предписано исчислять со дня поступления исполнительных документов в орган, ведущий счета учреждения. Это относится и к случаю ошибочного направления судом документов неправильному адресату. Негативные последствия ошибки должны нести публичные образования, а не взыскатель.
Дела заявителей подлежат пересмотру.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2024 г. № 4- П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.А. Балуковой и Ю.М. Чернигиной»
КС РФ: при ограничении свободы осужденному могут запретить появляться там, где регулярно бывает потерпевший.
Оспаривались нормы о перечне мер и запретов, которые применяют при ограничении свободы.
Положения пытались оспорить две потерпевшие (в уголовных делах об угрозе убийством и об истязании). Женщины пытались добиться, чтобы осужденным запретили в т. ч. приближаться к ним, а также к их домам и местам, где те работают или где бывают их близкие. Однако суды им отказали. КС РФ счел нормы конституционными. Они не исключают того, чтобы суд конкретизировал ограничение посещать определенные места. Он может запретить осужденному появляться там, где может регулярно находиться потерпевший, в т. ч. приближаться к этим местам на конкретное расстояние.
Потерпевший может требовать применить такую меру.
В то же время отдельно не устанавливают аналогичный запрет в отношении мест, в которых может регулярно находиться кто-либо из близких потерпевшего. Осужденному может быть запрещено в них появляться, поскольку в них может регулярно быть сам потерпевший (например, это школа, где учится его ребенок).
В нормах нет ограничения (запрета) на приближение к потерпевшему на определенное расстояние вне зависимости от его местонахождения. В приговоре невозможно предусмотреть такую меру, пока законодатель не введет подобную новеллу.
Законодатель может конкретизировать или дополнить содержание ограничения свободы, чтобы обеспечить превентивную защиту прав потерпевших от дальнейших возможных посягательств со стороны осужденного.
Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Решено уточнить порядок предупреждения ЧС.
Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, будут проводиться в режиме повседневной деятельности и повышенной готовности.
Разрешается использовать имеющиеся резервы материальных ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС при введении режима повышенной готовности.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 150 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 3-ФЗ «О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации“
Работники могут получить компенсацию за не начисленные выплаты.
Проценты (денежная компенсация) взыскиваются с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм со дня, следующего за днем выплаты при своевременном начислении, по день фактического расчета включительно. Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 1-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
В России вводится электронная регистрация лекарств.
Вводится электронная форма оказания услуг, связанных с регистрацией лекарств. Взаимодействие будет осуществляться через Госуслуги и ЕГИСЗ. Регистрация биотехнологических препаратов не предусмотрена. Скорректированы нормы о клинических испытаниях и экспертизе.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Определен ряд переходных норм.
Постановление Правительства РФ от 24 января 2024 г. № 59 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи“
Обновлен порядок оказания услуг телефонной связи.
Абонент сможет подать заявление о переносе номера к другому оператору через Интернет. Он сможет расторгнуть договор с оператором в любой момент, если предоставленные услуги оплачены. Неиспользование услуг связи в течение 90 дней будет рассматриваться оператором в качестве действия, направленного на расторжение договора по инициативе абонента. Оператор не будет обслуживать сим-карты, приобретенные компанией для своих сотрудников, если он обнаружит, что данные о работниках не представлены или недостоверны.
Оператор сможет уведомлять абонентов об изменении договора, в том числе о подключении дополнительных услуг, как в письменной форме, так и через СМС, голосовой вызов, уведомления в личном кабинете на сайте или в приложении. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует 6 лет.
Постановление Правительства РФ от 22 января 2024 г. № 41 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за исключением организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, и давать разъяснения по вопросам реализации указанных специальных экономических мер, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничения) совершения финансовых операций, замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц“
Кабмин определил 3 ведомства для контроля за принятием спецмер к блокируемым лицам компаниями, которые проводят операции с деньгами и иным имуществом.
С февраля 2024 г. Федеральная пробирная палата, Роскомнадзор и ФНС будут контролировать реализацию организациями, совершающими операции с денежными средствами и иным имуществом, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц. Также ведомства будут давать разъяснения по вопросам реализации мер.
Определены виды упомянутых организаций. Это, например, организаторы азартных игр; организации федеральной почтовой связи; компании, занимающиеся скупкой, куплей-продажей, продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них. Исключение компании, контролируемые Банком России.